Меташколы и метауниверситеты: как будет выглядеть образование будущего

Меташколы и метауниверситеты: как будет выглядеть образование будущего
Два года назад во всем мире начался массовый переход работников на удаленный режим. И если многими офисными сотрудниками такой режим  был воспринят как благо, то образовательная индустрия столкнулась с настоящим системным кризисом.

Школяры и студенты стали жаловаться на резкое падение качества обучения, а лекторы и семинаристы, даже имея доступ к системам видеоконференцсвязи, столкнулись с целым рядом проблем – от регулярных сбоев в работе сервисов до трудностей с проведением практических занятий. Стало ясно: будущее за онлайн-обучением, но только в том случае, если технологические барьеры здесь будут преодолены.

Создавшейся ситуацией умело воспользовались EdTech-стартапы, начавшие не только предлагать готовые образовательные онлайн-продукты, но и стремительно осваивать новые технологии: машинное обучение для формирования образовательных траекторий студентов, AR и VR для более глубокого погружения в материал, 5G для передачи видеопотока без сбоев. В первый пандемийный год российский рынок EdTech вырос, по разным оценкам, на 25–50%, причем многие компании показали трехкратный рост. Наиболее перспективными, на мой взгляд, оказались технологии виртуальности – именно с их помощью можно построить образовательную метавселенную.

Метавселенные и реальность

Концепция метавселенной не нова: в романах фантастов герои живут одновременно и в реальном мире, и виртуальном, ломая привычные границы и совершая при помощи аватара то, что в обычной жизни им недоступно. Одна из реализаций такой метавселенной – знаменитый «Аватар» Джеймса Кэмерона.

Но фантастика очень быстро становится реальностью, постепенно переходя в практическую область – спасибо технологиям виртуальной и дополненной реальности. Первопроходцем здесь оказалась индустрия видеоигр: в собственных вселенных компаний Roblox и Epic Games люди ведут полноценную жизнь – зарабатывают, общаются и даже встречаются.

Пандемия лишь подстегнула этот процесс: взаимодействие в цифровом мире становится более привычным, чем в физическом, границы между реальным и виртуальным стираются быстрее. Вспомним выступления группы Gorillaz или прошлогодний концерт Lil Nas X в Roblox, собравший более 30 млн зрителей, виртуальную модель Лил Микелу с миллионами подписчиков в Instagram или полковника Сандерса из KFC.

Некоторые зачатки метавселенных появляются даже в коммерческом секторе. Риелторы, к примеру, уже устраивают для потенциальных покупателей экскурсии по строящимся объектам, а в интернет-магазинах можно изучить технику не только на картинках, но и «вживую» – в процессе работы. Именно проникновение метавселенных в коммерческий сегмент обратило на себя внимание крупных корпораций. Так, в ноябре 2021 года Марк Цукерберг объявил, что отныне Facebook (уже под новым именем) будет заниматься созданием метавселенной, а Microsoft адаптировала VR-продукты для внутрикорпоративных коммуникаций. Стало понятно: метавселенные – это нечто большее, чем обычный мыльный пузырь.

Меташколы и метауниверситеты: как будет выглядеть образование будущего. Рис. 1

Метаобразование

Возвращаясь к образовательной теме, отметим, что метавселенные могут принести в эту сферу два новых качества, недостаток которых ощущается и в процессе очного обучения, и особенно остро на удаленке. Первое – наглядность. В виртуальной или дополненной реальности полученные знания можно сразу же применить на практике, становятся доступны такие лабораторные курсы, о которых еще вчера невозможно было подумать. Работа на производстве, опыты со сложными химическими соединениями, отработка полученных навыков во множестве областей (начиная с практического вождения в автошколах) – все это можно реализовать уже сегодня.

Второе качество – интерактивность. Глубина погружения в процесс обучения в виртуальной и дополненной реальности гораздо глубже, чем при обычном занятии. Технологии VR/AR позволяют не только воспринимать материал, но и «переживать» его, а эмоция, как известно, ускоряет процесс получения знаний.

Наконец, эффект присутствия, который создает виртуальная реальность, позволяет школьникам и студентам проходить полноценное обучение онлайн вне зависимости от их специализации и места жительства. Это особенно актуально в период глобальных потрясений, когда у многих людей нет возможности получать достойное образование в очном формате.

Однако не всё так гладко

Любая инновация проходит огромный путь от первого прототипа до массовой реализации. Метавселенная похожа на социальные сети начала 2000-х: есть первые наработки, есть хайп вокруг темы, но на формирование окончательного видения и популяризацию этого направления среди обычных пользователей может уйти 10-15 лет (похожую картину мы наблюдали с появлением на рынке технологий 5G, 3D-печати и искусственного интеллекта). Хотя в этом скорее преимущество для тех компаний, которые собираются выходить на новый рынок. В магазинах приложений виртуальной реальности пока нет продуктов для образовательной сферы, а значит, эта область обещает первопроходцам коммерческий успех. Тем более что образовательные организации продолжают искать все новые способы эффективной передачи знаний.

Опубликовано 30.03.2022

Об авторах

Related Posts

На Луне обнаружили пещеры с комфортной для астронавтов температурой

Научное сообщество США обсуждает постройку базы на Луне. Для этого могут использоваться ландшафтные углубления с умеренной температурой, в которых «может поместиться город Филадельфия»

Трафик в космосе: кто включит светофор и установит правила движения?

Несмотря на международную напряженность, контроль за космическим трафиком и его регуляция переходит в США к гражданскому ведомству

Шнобелевская премия: кто получил награду за самые странные научные открытия в 2022 году?

В ночь с 15 на 16 сентября в Гарвардском университете прошла церемония вручения Шнобелевской премии – сатирической награды, призванной привлечь внимание общественности к самым странным открытиям и исследованиям. На сайте оргкомитета премии говорится, что награда вручается за «достижения, которые сначала заставляют людей смеяться, а затем – задуматься». Вручение Шнобелевской премии стало уже 32-м по счету; все желающие могли понаблюдать за церемонией в ходе прямой трансляции. Победителям вручают бумажные цилиндры, которые символизируют «контейнер для хранения знаний», а также 10 трлн зимбабвийских долларов одной банкнотой – правда, эти купюры уже вышли из обращения. Ниже представлен список победителей премии 2022 года: История искусства Награду получили ученые из США, Гватемалы, Австрии и Нидерландов за свое мультидисциплинарное исследование «сцен с ритуальными клизмами на древней керамике майя». Исследуя полихромную керамику позднеклассического периода майя, исследователи обнаружили не только известные ученым сцены – охоту, игры с мячом, жертвоприношения – но и изображения клизм, используемых для ритуальных целей. Физика Сразу двум коллективам ученых из США, Великобритании, Турции и Китая вручили награду в категории «Физика» за попытку объяснить, «как утятам удается плавать строем». В опубликованных исследованиях одним из ключевых аспектов стал вопрос энергоэффективности движения утят при соблюдении определенного строя на воде. Литература Ученые из США, Канада, Великобритании и Австралии стали лауреатами премии за объяснение, почему «юридические документы так сложно понять». Исследователи проанализировали реакцию 108 человек на ряд документов, пытаясь понять, какая из особенностей письма делает чтение наиболее трудным. В числе таких особенностей – непривычное написание с заглавных букв, использование устаревшей и специфичной лексики, употребление страдательного залога и сложноподчиненные конструкции в середине предложения (последний пункт, как выяснилось, вызывает наибольшие затруднения). Прикладная кардиология Премию также получили исследователи из Великобритании, Швеции, Германии, Чехии, Нидерландов и Арубы за свидетельства того, что «сердцебиение влюбленных, которые понравились друг друг при первой встрече, начинает синхронизироваться». Для того, чтобы прийти к подобным выводам, им пришлось измерить, как бьются сердца 140 человек в Нидерландах. Биология Специфику романтических отношений анализировал и бразильско-колумбийский коллектив ученых, правда, в немного ином ключе. Победители в категории «Биология» изучали, влияют ли запоры на перспективы спаривания скорпионов. В частности, их интересовали запоры вследствие метасомальной аутотомии – ситуации, когда скорпион добровольно теряет заднюю часть тела вместе с секцией пищеварительного тракта, чтобы уйти от хищников. Медицина Польские исследователи получили Шнобелевскую премию, доказав, что для некоторых типов химиотерапии пациентам удастся уменьшить интенсивность побочных эффектов, если заменить один из компонентов лечения мороженым. Речь идет об оральном мукозите – одном из побочных эффектов у пациентов, проходящих лечение от онкологических заболеваний. В качестве профилактики врачи иногда дают им кусочки льда – однако, исследований, подтверждающих, что лед может быть заменен на мороженое, еще не было. Премия мира Коллективу ученых из США, Австралии, Китая, Канады и целого ряда европейских стран Шнобелевская премия была присвоена за алгоритм, «помогающий сплетникам решать, когда говорить правду или лгать». Чтобы понять, какая логика движет любителями сплетен, авторы исследования проверяли свои гипотезы, основываясь на поведении участников четырех предложенных игр. Инженерия Ученые из Японии стали лауреатами премии за попытку найти самый «эффективный способ использования пальцев при повороте дверной ручки». В этом исследовании им помогали 32 студента, вращавшие деревянные ручки разного диаметра. Экономика Найти ответ на извечный вопрос попытались ученые из Италии: им предстояло найти математическое объяснение тому, почему успешными становятся не самые талантливые люди, а самые удачливые. Для некоторых авторов данного исследования Шнобелевская премия стала уже второй: в 2010 году они получили ее за математическое доказательство, что организации могут стать более эффективными, если повышения будут предоставляться сотрудникам на случайной основе. Техническая безопасность По словам исследователя Магнуса Генса, получившего Шнобелевскую премию в категории «Техническая безопасность», ежедневно на дорогах одной только Швеции гибнут в среднем 13 лосей. Чтобы помочь автопроизводителям учесть эту проблему при создании более безопасных машин, он создал манекен лося для автомобильных краш-тестов.

После серьезного «хакерского взлома», сервис Uber продолжил работу

Служба заказа такси Uber заявила, что ее система функционирует в рабочем режиме после того, что ее специалисты по безопасности назвали «серьезной утечкой данных»

Как превратить ненужный пластик в полезный материал

Ученые из университета штата Вашингтон разработали новый способ переработки и использования полиактида, биоразлагаемого пластика, который хоть и расщепляется в природных условиях, все равно наносит окружающей среде огромный вред.

Автопром будущего

На чем мы будем ездить через несколько лет и почему?

Добавить комментарий